Размышления о буддизме и бацзы

Мы живем в обусловленном мире, в мире, где все состоит из определенных условий или из цепочек причинно-следственной связи. Дождь идет, потому что вода испаряется и превращается в облака. Деревья растут, потому что в землю когда-то упало семя, и сочетание земли, семени, влажности и тепла дали возможность дереву вырасти. Люди рождаются, потому что когда-то другие люди встретились, произошло слияние клеток – и возник человек. И так же человек растет, взрослеет, стареет и умирает потому, что условия существования конкретного тела все время меняются,клетки отмирают, обмен веществ замедляется и т.д. Нет ни одной вещи или события в этом мире, которое происходит само по себе, вне зависимости от других событий и факторов.

Обусловленность означает не-свободу. Мы зависимы от условий и событий. Это и есть карма, или, в переводе с санскрита «действие, причина». Все наши мысли порождают слова и действия, а они, в свою очередь, порождают слова и действия в других людях. Так до бесконечности. Мы все завязаны в длинные цепочки причинно-следственных связей. Картина нашей судьбы, которую мы можем увидеть по системы Бацзы, показывает эти связи в жизни конкретного человека. Мы видим определенные тенденции: как человек будет говорить, действовать, что он будет чувствовать в определенные промежутки времени. Определенные события будут порождать в нем определенные ответные реакции, и, таким образом, он будет продолжать творить свою карму или судьбу.

«А что же насчет практики?» - спросите вы. «Учителя говорят, что практика меняет наше сознание и все эти тенденции перестают работать?». Буддийские учителя действительно говорят, что практика медитации, во время которой мы учимся осознавать свой ум, меняет наше сознание, а поскольку меняется причина, то меняется и следствие. Например, в ситуации где человек мог поступить зло и некрасиво, он осознает, что в гневном некрасивом поступке нет смысла, вместо гнева проявляет сочувствие, и негативная тенденция таким образом исчезает. Это на самом деле работает. Но готовы ли мы посвятить достаточно времени медитации, чтоб поменять эти тенденции? Мы находим тысяча и одну отговорку, огромное количество дел и развлечений увлекает нас, (а Бацзы как раз показывает эти крючки, которые будут цеплять именно нашу ткань бытия), в итоге, много ли времени мы посвящаем практике? (здесь я не буду углубляться в вопрос качества практики, ибо только личный учитель даст ответ на этот вопрос), но даже количественно – как много часов в день мы сидим на подушке и наблюдаем свой ум?

В самой системе Бацзы прописаны 3 вида удачи: небесная, земная, человеческая.

Небесная дана нам от рождения: это – тело, генетика, семья, то, что мы изменить не можем.

Земная – это место где мы живем и окружающее пространство, то что можно менять и корректировать посредством системы фен-шуй.

Человеческая – это наш внутренний мир, наши мысли, слова и поступки.

Если представить, что всей удачи мы имеем 100%, то на каждый из видов удачи приходится примерно по 33%, что не так уж и мало. Тем не менее, мы не всегда готовы ее использовать. Почему? Потому что у нас есть тенденции и они определяют наш взгляд на мир. Потому что мы слишком верим в существование «Я» и в постоянство этого мира. А ведь никакого постоянства нет, дома строят и разрушают у нас на глазах, люди рождаются и умирают, каждый день наше тело совсем иное, чем было вчера…но мы упорно верим, что есть некое устойчивое Я, вокруг которого крутится этот мир.

Система Бацзы идеально показывает это непостоянство: сегодня элементы сложились так, а завтра узор поменялся, а послезавтра снова картинка сменилась. Это как разноцветный калейдоскоп, игра пространства. Нужно только знать правила этой игры, и вот это как раз Бацзы нам может подсказать.

Поэтому карта рождения, которую мы видим в Бацзы – это наша личная карта-инструкция «Как не утонуть в этом болоте», данная нашей предыдущей кармой, где показано, как конкретно нам пройти через болото обусловленного мира, какие трудности встретятся на нашем пути, в какие годы быть более активным и энергичным, а в какие – пассивным и мягким. А человеческая удача, в которую мы включаем сочувствие, доброту, щедрость, осознанность и все, что подразумевает буддийская практика, помогает нам увидеть приходящие события и ситуации с разных сторон, дает широту взгляда и восприятия. Да, мы обусловлены в наших реакциях и поведении, но посредством практики мы шаг за шагом, медленно, возможно, даже не за одну жизнь,меняем наши тенденции в сторону большего понимания того, как функционирует наш ум.

Конечно, мы не можем быстро и мгновенно из бедных стать богатыми, а из жадных – щедрыми, если в нашей карте судьбы нет таких предпосылок. Но зная, что именно происходит в нашей жизни, мы можем постепенно добавлять необходимые нам качества или элементы, даже если они нам абсолютно не свойственны. Через очень сильные тенденции сложно переступать, это и есть те самые жесткие цепи причинно-следственной связи, в которые мы все закованы. Но если стремиться все время познавать природу нашего ума, то рано или поздно эти цепи растворятся. Поэтому не стоит думать, что все предопределено на 100%, но так же не стоит обнадеживать себя иллюзиями, что можно посредством магических пассов и шаманских процедур все поменять за пару дней. Буддийская практика – это ежедневная медитация, это постоянная внимательность к происходящей ситуации и постоянная работа над собой. И если мы действительно стараемся следовать поучениям, данным нам Буддой и буддийскими учителями, то, даже не имея возможность кардинально изменить свою ситуацию в данный момент времени, мы имеем возможность взглянуть на нее с другой стороны и поступить не так, как обычно, а по-другому. Тем самым посадив в наш ум совсем другие семена, которые когда-нибудь взойдут и приведут нас к Просветлению и свободе от обусловленного мира.

С почтением и благодарностью ко всем драгоценным Учителям,
которые ведут нас по пути Дхармы и познания мира! Ом А Хунг!

Мария Бурова-Медведева